Oтзывы о сайте Oпросы сайта   Hовости ЕГЭ  

 

Содержание сайта
Раздел 1.
Про ЕГЭ.





 

Раздел 2.
ЕГЭ на 3.










 

Раздел 3.
ЕГЭ на 4.







 

Раздел 4.
ЕГЭ на 5.


 

Раздел 5.
Решаем
задания ЕГЭ.


 

Раздел 555.
Особый.


 

 

Написать автору: egesdam@ya.ru

 

Автор: Сергей Смирнов

Решение показательных уравнений. Примеры.


Внимание!
К этой теме имеются дополнительные
материалы в Особом разделе 555.
Для тех, кто сильно "не очень..."
И для тех, кто "очень даже..." )

 

Что такое показательное уравнение? Это уравнение, в котором неизвестные (иксы) и выражения с ними находятся в показателях каких-то степеней. И только там! Это важно.

Вот вам примеры показательных уравнений:

5х+2 = 125

3х·2х = 8х+3

3+4·3х-5 = 0

Ну, и так далее.

Обратите внимание! В основаниях степеней (внизу) - только числа. В показателях степеней (вверху) - самые разнообразные выражения с иксом. Если, вдруг, в уравнении вылезет икс где-нибудь, кроме показателя, например:

2х = 3+х,

это будет уже уравнение смешанного типа. Такие уравнения не имеют чётких правил решения. Мы их пока рассматривать не будем. Здесь мы будем разбираться с решением показательных уравнений в чистом виде.

Вообще-то, даже чистые показательные уравнения чётко решаются далеко не всегда. Но существуют определённые типы показательных уравнений, которые решать можно и нужно. Вот эти типы мы и рассмотрим.

 

Решение простейших показательных уравнений.

Для начала решим что-нибудь совсем элементарное. Например:

3х = 32

Даже безо всяких теорий, по простому подбору ясно, что х=2. Больше-то никак, верно!? Никакое другое значение икса не катит. А теперь глянем на запись решения этого хитрого показательного уравнения:

3х = 32

х = 2

Что мы сделали? Мы, фактически, просто выкинули одинаковые основания (тройки). Совсем выкинули. И, что радует, попали в точку!

Действительно, если в показательном уравнении слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях, эти числа можно убрать и приравнять показатели степеней. Математика позволяет. Остаётся дорешать куда более простое уравнение. Здорово, правда?)

Однако, запомним железно: убирать основания можно только тогда, когда слева и справа числа-основания находятся в гордом одиночестве! Безо всяких соседей и коэффициентов. Скажем, в уравнениях:

2х+2х+1 = 23, или

2·2х = 24

двойки убирать нельзя!

Ну вот, самое главное мы и освоили. Как переходить от злых показательных выражений к более простым уравнениям.

"Вот те раз!" - скажете вы. "Кто ж даст такой примитив на контрольных и экзаменах!?"

Вынужден согласиться. Никто не даст. Но теперь вы знаете, куда надо стремиться при решении замороченных примеров. Надо приводить его к виду, когда слева - справа стоит одно и то же число-основание. Дальше всё будет легче. Собственно, это и есть классика математики. Берём исходный пример и преобразовываем его к нужному нам виду. По правилам математики, разумеется.

Рассмотрим примеры, которые требуют некоторых дополнительных усилий для приведения их к простейшим. Назовём их простыми показательными уравнениями.

 

Решение простых показательных уравнений. Примеры.

При решении показательных уравнений, главные правила - действия со степенями. Без знаний этих действий ничего не получится.

К действиям со степенями надо добавить личную наблюдательность и смекалку. Нам требуются одинаковые числа-основания? Вот и ищем их в примере в явном или зашифрованном виде.

Посмотрим, как это делается на практике?

Пусть нам дан пример:

2 - 8х+1 = 0

Первый зоркий взгляд - на основания. Они... Они разные! Два и восемь. Но впадать в уныние - рано. Самое время вспомнить, что

8 = 23

Двойка и восьмёрка - родственнички по степени.) Вполне можно записать:

8х+1 = (23)х+1

Если вспомнить формулку из действий со степенями:

n)m = anm,

то вообще отлично получается:

8х+1 = (23)х+1 = 23(х+1)

Исходный пример стал выглядеть вот так:

2 - 23(х+1) = 0

Переносим 23(х+1) вправо (элементарных действий математики никто не отменял!), получаем:

2 = 23(х+1)

Вот, практически, и всё. Убираем основания:

2х = 3(х+1)

Решаем этого монстра и получаем

х = -3

Это правильный ответ.

В этом примере нас выручило знание степеней двойки. Мы опознали в восьмёрке зашифрованную двойку. Этот приём (шифровка общих оснований под разными числами) - очень популярный приём в показательных уравнениях! Да и в логарифмах тоже. Надо уметь узнавать в числах степени других чисел. Это крайне важно для решения показательных уравнений.

Дело в том, что возвести любое число в любую степень - не проблема. Перемножить, хоть на бумажке, да и всё. Например, возвести 3 в пятую степень сможет каждый. 243 получится, если таблицу умножения знаете.) Но в показательных уравнениях гораздо чаще надо не возводить в степень, а наоборот... Узнавать, какое число в какой степени скрывается за числом 243, или, скажем, 343... Здесь вам никакой калькулятор не поможет.

Степени некоторых чисел надо знать в лицо, да... Потренируемся?

Определить, какими степенями и каких чисел являются числа:

2; 8; 16; 27; 32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243; 256; 343; 512; 625; 729, 1024.

Ответы (в беспорядке, естественно!):

54; 210; 73; 35; 27; 102; 26; 33; 23; 21; 36; 29; 28; 63; 53; 34; 25; 44; 42; 23; 93; 45; 82; 43; 83.

Если приглядеться, можно увидеть странный факт. Ответов существенно больше, чем заданий! Что ж, так бывает... Например, 26, 43, 82 - это всё 64.

Предположим, что вы приняли к сведению информацию о знакомстве с числами.) Напомню ещё, что для решения показательных уравнений применим весь запас математических знаний. В том числе и из младших-средних классов. Вы же не сразу в старшие классы пошли, верно?)

Например, при решении показательных уравнений очень часто помогает вынесение общего множителя за скобки (привет 7 классу!). Смотрим примерчик:

32х+4 -11·9х = 210

И вновь, первый взгляд - на основания! Основания у степеней разные... Тройка и девятка. А нам хочется, чтобы были - одинаковые. Что ж, в этом случае желание вполне исполнимое!) Потому, что:

9х = (32)х = 3

По тем же правилам действий со степенями:

32х+4 = 3·34

Вот и отлично, можно записать:

3·34 - 11·3 = 210

Мы привели пример к одинаковым основаниям. И что дальше!? Тройки-то нельзя выкидывать... Тупик?

Вовсе нет. Запоминаем самое универсальное и мощное правило решения всех математических заданий:

Не знаешь, что нужно - делай, что можно!

Глядишь, всё и образуется).

Что в этом показательном уравнении можно сделать? Да в левой части прямо просится вынесение за скобки! Общий множитель 3 явно намекает на это. Попробуем, а дальше видно будет:

3(34 - 11) = 210

Что ещё можно сделать? Посчитать выражение в скобках:

34 - 11 = 81 - 11 = 70

Пример становится всё лучше и лучше!

70·3 = 210

Вспоминаем, что для ликвидации оснований нам необходима чистая степень, безо всяких коэффициентов. Нам число 70 мешает. Вот и делим обе части уравнения на 70, получаем:

3 = 3

Оп-па! Всё и наладилось!

3 = 31

2х = 1

х = 0,5

Это окончательный ответ.

Случается, однако, что выруливание на одинаковые основания получается, а вот их ликвидация - никак. Такое бывает в показательных уравнениях другого типа. Освоим этот тип.

 

Замена переменной в решении показательных уравнений. Примеры.

Решим уравнение:

4х - 3·2х +2 = 0

Сначала - как обычно. Переходим к одному основанию. К двойке.

4х = (22)х = 2

Получаем уравнение:

2 - 3·2х +2 = 0

А вот тут и зависнем. Предыдущие приёмы не сработают, как ни крутись. Придётся доставать из арсенала ещё один могучий и универсальный способ. Называется он замена переменной.

Суть способа проста до удивления. Вместо одного сложного значка (в нашем случае - 2х) пишем другой, попроще (например - t). Такая, казалось бы, бессмысленная замена приводит к потрясным результатам!) Просто всё становится ясным и понятным!

Итак, пусть

2х = t

t>0

Ввели ограничение на значение переменной (действительно, число 2 в любой степени будет числом положительным. Решив уравнение относительно переменной t, отбросим корни, которые не будут соответствовать этому условию)

Тогда 2 = 2х2 = (2х)2 = t2

Заменяем в нашем уравнении все степени с иксами на t:

t2 - 3t+2 = 0

Ну что, осеняет?) Квадратные уравнения не забыли ещё? Решаем через дискриминант, получаем:

t1 = 2

t2 = 1

Тут, главное, не останавливаться, как бывает... Это ещё не ответ, нам икс нужен, а не t. Возвращаемся к иксам, т.е. делаем обратную замену. Сначала для t1:

t1 = 2 = 2х

Стало быть,

2х = 2

х1 = 1

Один корень нашли. Ищем второй, из t2:

t2 = 1 = 2х

2х = 1

Гм... Слева 2х, справа 1... Неувязочка? Да вовсе нет! Достаточно вспомнить (из действий со степенями, да...), что единичка - это любое число в нулевой степени. Любое. Какое надо, такое и поставим. Нам нужна двойка. Значит:

1 = 20

2х = 20

х2 = 0

Вот теперь всё. Получили 2 корня:

х1 = 1

х2 = 0

Это ответ.

При решении показательных уравнений в конце иногда получается какое-то неудобное выражение. Типа:

2х = 7

Из семёрки двойка через простую степень не получается. Не родственники они... Как тут быть? Кто-то, может и растеряется... А вот человек, который прочитал на этом сайте тему "Что такое логарифм?", только скупо улыбнётся и запишет твёрдой рукой совершенно верный ответ:

x = log27

Такого ответа в заданиях "первой части" на ЕГЭ быть не может. Там конкретное число требуется. А вот в заданиях "второй части" - запросто.

В этом уроке приведены примеры решения самых распространённых показательных уравнений. Выделим основное.

 

Практические советы:

1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!

2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То что можно посчитать в числах - считаем.

3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего - квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.

4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо".

 

Итак, решение самых простых показательных уравнений усвоили. А теперь разберем решение еще некоторых типов уравнений – посложнее.

Решим уравнение 2x+3 = 0,4·5x+3. Итак, в уравнении имеем две степени - одна с основанием 2, у другой степени основание 5. Это плохо? Нет, потому что у степеней одинаковые показатели степени. Сейчас уменьшим число оснований, путем деления обеих частей уравнения на одно и то же число (математика разрешает это сделать, а именно умножить или разделить обе части уравнения на число или выражение, которое не равно нулю). Мы разделим обе части уравнения на 5x+3≠0 (ведь точно, 5x+3 ни при каком значении икс не будет равно нулю!). А кроме этого, заметим, что если записать число 0,4 обыкновенной дробью, то после сокращения дроби появятся числа 2 и 5 ( ). Записываем получившееся уравнение:

Запишем левую часть уравнения как дробь в степени и сократим дробь в правой части уравнения. После всех преобразований имеем вот такое простое уравнение:

Теперь имеем право приравнять показатели степени. И получаем самое простое уравнение

x + 3 = 1

x = -2. Ответ: -2

Затем решим вот такое уравнение: . Для начала уравнение проанализируем. Имеем дело с показательным уравнением, так как икс находится в показателе степени (вверху), в левой части уравнения два различных основания 3 и 0,3. Однако показатели степени одинаковые, следовательно, можем применить свойство степеней

(a·b)n = an·bn

Тогда левая часть уравнения примет вид (3·0,3)x = 0,9x. Теперь преобразуем правую часть уравнения, помня, что и в правой части уравнения необходимо получить основание 0,9 в какой-то степени. Сначала займемся подкоренным выражением: 0,81 = 0,92. Далее корень запишем в виде степени с дробным показателем степени, применив следующее свойство , значит . Итак, после преобразований имеем уравнение нужного нам вида:

Левая часть уравнения равна правой части, основания степеней равны, следовательно, равны и показатели степени

. Ответ: .

Еще уравнение. 24х+2·5-3х-1=6,25·2х+1. В этом уравнении два различных основания 2 и 5. Уменьшим число оснований путем деления на одно из оснований. Разделим обе части уравнения на 2x+1≠0. Тогда запишем:

В левой части уравнения поделим степени с основанием 2 (напоминаю, что при делении степени на степень с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются, ), а в правой части уравнения сократим дробь. После этих преобразований уравнение вот так будет выглядеть

23x+1·5-3x-1=6,25

Правую часть уравнения представим в виде обыкновенной дроби

В левой части уравнения к степени с основанием 5 применим определение отрицательной степени числа , в правой же части уравнения сократим дробь

.

И теперь можно заметить, что степени в обеих частях уравнения приводятся к одному основанию. В правой части уравнения вот, что проделаем: .

Получаем уравнение нужного нам вида (слева и справа одинаковые основания в каких-то степенях):

.

И финал решения – приравниваем показатели степени

3x+1=-2

3x=-3

x=-1. Ответ: -1.

Как обычно, в конце урока вам предлагается немного порешать.) Самостоятельно. От простого - к сложному.

Начнём?

Решить показательные уравнения:

6х = 216

8х+1 = 0,125

Посложнее:

2х+3 - 2х+2 - 2х = 48

9х - 8·3х = 9

2х - 20,5х+1 - 8 = 0

 

Найти произведение корней:

23-х + 2х = 9

Получилось?

 

Ну, тогда сложнейший пример (решается, правда, в уме...):

70.13х + 130,7х+1 + 20,5х+1 = -3

 

Что, уже интереснее? Тогда вот вам злой пример. Вполне тянет на повышенную трудность. Намекну, что в этом примере спасает смекалка и самое универсальное правило решения всех математических заданий.)

25х-1 · 33х-1 · 52х-1 = 720х

 

Пример попроще, для отдыха):

9·2х - 4·3х = 0

 

И на десерт. Найти сумму корней уравнения:

х·3х - 9х + 7·3х - 63 = 0

Да-да! Это уравнение смешанного типа! Которые мы в этом уроке не рассматривали. А что их рассматривать, их решать надо!) Этого урока вполне достаточно для решения уравнения. Ну и, смекалка нужна... И да поможет вам седьмой класс (это подсказка!).

Ответы (в беспорядке, через точку с запятой):

1; 2; 3; 4; решений нет; 2; -2; -5; 4; 0.

Всё удачно? Отлично.

Есть проблемы? Не вопрос! В Особом разделе 555 все эти показательные уравнения решаются с подробными объяснениями. Что, зачем, и почему. Ну и, конечно, там имеется дополнительная ценная информация по работе со всякими показательными уравнениями. Не только с этими.)

Последний забавный вопрос на соображение. В этом уроке мы работали с показательными уравнениями. Почему я здесь ни слова не сказал про ОДЗ? В уравнениях - это очень важная штука, между прочим...

 

Если Вам нравится этот сайт...

 

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Вот здесь можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

А вот здесь можно познакомиться с функциями и производными.

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика